Hide Menu

Антидопинг

Общие положения об антидопинговой политике в современном спорте

 

Проблема допинга – одна из центральных в современном спортивном движении.

10 ноября 1999 г. по инициативе спортивных и правительственных организаций под руководством Международного олимпийского комитета и в соответствии со швейцарским законодательством было учреждено Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА), задача которого – освободить мир спорта от допинга. Агентство получает средства от спортивных и правительственных организаций для внедрения, расширения и координации усилий по ознакомлению спортсменов с тем, какой вред допинг наносит организму, пропаганде идеалов честной игры, выявлению и наказанию тех, кто пытается вредить посредством применения допинга себе и своему виду спорта.

Основополагающим документом, на котором строится борьба с допингом, является Всемирный антидопинговый кодекс (далее также – Кодекс), который быт принят ВАДА в 2003 г. и начал действовать с 2004 г. Пересмотренный Всемирный антидопинговый кодекс вступил в силу с 1 января 2009 г. Всемирный антидопинговый кодекс является основополагающим и универсальным документом, на котором основывается Всемирная антидопинговая программа, включающая в себя также Международные стандарты ВАДА. Цель Кодекса заключается в повышении эффективности борьбы с допингом на основе объединения основных усилий этой борьбы в мире.

Важным документом, направленным на борьбу с допингом в сфере олимпийского движения, является Медицинский кодекс Международного олимпийского комитета. Медицинский кодекс МОК касается всех спортсменов, тренеров, инструкторов, медицинского персонажа и других официальных лиц, работающих со спортсменами во время участия в Олимпийских играх или в период подготовки к ним, а также в тех соревнованиях или во время подготовки к ним, которым МОК покровительствует или оказывает поддержку, которые проходят в рамках олимпийского движения и организованы прямо или косвенно под эгидой МОК, международных федераций или национальных олимпийских комитетов, признанных МОК. Всякий, кто принимает участие или готовится любым способом к участию в таких соревнованиях, считается признающим Медицинский кодекс МОК.

Условием для признания любой международной федерации и любого национального олимпийского комитета является соответствие их уставов Медицинскому кодексу МОК, наличие в уставах точно определенных и корреспондирующих ему положений и обеспечение их выполнения для всех лиц и участников, соревнующихся под их юрисдикцией.

В соответствии со ст. 26 Федерального закона о спорте допингом в спорте признается нарушение антидопингового правила, в том числе использование или попытка использования субстанции и (или) метода, включенных в перечни субстанций и (или) методов, запрещенных дня использования в спорте. Эти перечни ежегодно обновляются и утверждаются ВАДА. Например, перечни субстанций и (или) методов, запрещенных к использованию в спорте в 2012 г., в соответствии с приложением ко Всемирному антидопинговому кодексу ВАДА и со списком, включенным в Приложение 1 к Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте, в котором указаны запрещенные субстанции и запрещенные методы, утверждены приказом Минспорттуризма России от 22 февраля 2012 г. № 120.

Первым международно-правовым документом по борьбе с допингом стажа Конвенция против применения допинга ETS № 135, подписанная 16 ноября 1989 г. в Страсбурге. В целях снижения и в конечном счете искоренения допинга в спорте государства-участники данной конвенции обязались принять в рамках своих соответствующих конституционных положений меры, необходимые для осуществления конвенции.

Крупным событием, вызванным быстрыми переменами в области борьбы с допингом, стало принятие Генеральной конференцией ЮНЕСКО на 33-й сессии в Париже 19 октября 2005 г. Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте (далее также – Конвенция), цель которой в рамках стратегии и программы деятельности ЮНЕСКО в области физического воспитания и спорта заключается в содействии предотвращению применения допинга в спорте и борьбе с ним в интересах его искоренения.

Конвенция предусматривает следующие основные положения, определяющие деятельность по борьбе с допингом на национальном уровне.

Государства-участники обеспечивают применение Конвенции путем, в частности, координации действий внутри страны. Для выполнения своих обязательств согласно Конвенции государства-участники могут использовать антидопинговые организации, а также спортивные учреждения и организации.

Государства-участники принимают, когда это целесообразно, меры по ограничению доступности запрещенных субстанций и методов в целях ограничения их использования спортсменами в спорте, за исключением случаев, когда такое использование основано на разрешении на терапевтическое использование. В их число входят меры по борьбе с распространением запрещенных субстанций и методов среди спортсменов и соответственно меры по контролю за их производством, перемещением, ввозом, распределением и продажей.

Государства-участники принимают указанные меры, задействуя специализированные органы власти, или, когда это целесообразно, поощряют принятие таких мер соответствующими юридическими лицами, находящимися под их юрисдикцией.

Никакие меры, принимаемые в соответствии с Конвенцией, не должны препятствовать обеспечению доступности в законных целях субстанций и методов, которые в иных случаях запрещены или контролируются в спорте.

Государства-участники сами принимают или содействуют принятию спортивными организациями и антидопинговыми организациями мер, в том числе санкций или штрафов в отношении вспомогательного персонала спортсмена, нарушающего антидопинговое правило или совершающего другое нарушение, которое связано с допингом в спорте.

Государства-участники, когда это целесообразно, содействуют внедрению производителями и распространителями пищевых добавок передовой практики в области сбыта и распределения пищевых добавок, включая предоставление информации об их химическом составе и гарантии качества.

Согласно Конвенции ее государства-участники:

а) выделяют в рамках своих соответствующих бюджетов средства для финансирования национальной программы тестирования во всех видах спорта или оказывают помощь спортивным организациям и антидопинговым организациям в финансировании допинг-контроля в виде прямых субсидий или дотаций либо в форме зачета расходов по такому контролю при установлении общей суммы субсидий или дотаций, предоставляемых этим организациям;

б) принимают меры по приостановлению связанной со спортивной деятельностью финансовой поддержки тех отдельных спортсменов или их вспомогательного персонала, которые были отстранены вследствие нарушения антидопингового правила, на весь период их отстранения;

в) приостанавливают частично или полностью финансовую или другую связанную со спортивной деятельностью поддержку любой спортивной организации или антидопинговой организации, которая не соблюдает Кодекс или действующие антидопинговые правила, установленные в соответствии с Кодексом;

г) поощряют и поддерживают проведение спортивными организациями и антидопинговыми организациями, находящимися под их юрисдикцией, допинг-контроля в соответствии с Кодексом, включая упредительный контроль, внесоревновательное и соревновательное тестирование;

д) поощряют и поддерживают заключение спортивными и антидопинговыми организациями соглашений, позволяющих их участникам проходить тестирование надлежащим образом уполномоченными группами допинг-контроля из других стран;

е) обязуются оказывать содействие находящимся под их юрисдикцией спортивным организациям и антидопинговым организациям в получении доступа к аккредитованной Всемирным антидопинговым агентством лаборатории допинг-контроля для проведения анализов в целях допинг-контроля.

В Российской Федерации государственная политика в сфере противодействия применению допинговых средств и методов направлена на проведение строгого контроля, установление ответственности и искоренение указанных правонарушений в спорте.

В соответствии со ст. 26 Федерального закона о спорте меры по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним включают в себя:

- проведение допинг-контроля;

- установление ответственности спортсменов, тренеров, иных специалистов в области физической культуры и спорта за нарушение антидопинговых правил;

- предупреждение применения запрещенных субстанций и (или) запрещенных методов;

- повышение квалификации специалистов, проводящих допинг-контроль;

- включение в дополнительные образовательные программы образовательных учреждений, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, разделов об антидопинговых правилах, о последствиях допинга в спорте для здоровья спортсменов, об ответственности за нарушение антидопинговых правил;

- проведение антидопинговой пропаганды в средствах массовой информации;

проведение научных исследований, направленных на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним;

- проведение научных исследований по разработке средств и методов восстановления работоспособности спортсменов;

- оказание федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, общероссийской антидопинговой организацией содействия органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в антидопинговом обеспечении спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации;

-установление ответственности физкультурно-спортивных организаций за нарушение условий проведения допинг-контроля, предусмотренных порядком проведения допинг-контроля;

-осуществление международного сотрудничества в области предотвращения допинга в спорте и борьбы с ним.

Государственно-управленческие полномочия и координацию мер по противодействию применению допинговых средств и методов осуществляют Министерство спорта Российской Федерации, а также другие федеральные органы исполнительной власти в пределах предоставленных им Правительством Российской Федерации полномочий:

- утверждает общероссийские антидопинговые правила;

- утверждает перечни субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте;

- утверждает порядок проведения допинг-контроля;

- принимает в установленном порядке решение об исключении общероссийской спортивной федерации из реестра общероссийских и аккредитованных региональных спортивных федераций в случае неисполнения общероссийской спортивной федерацией обязанностей, предусмотренных п. 1-6 ниже;

- осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом о спорте.

Общероссийские спортивные федерации в целях реализации мер по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним обязаны:

- опубликовывать в общероссийских периодических печатных изданиях и (или) размещать на своих официальных сайтах в сети Интернет общероссийские антидопинговые правила и антидопинговые правила, утвержденные международными спортивными федерациями по соответствующим видам спорта, на русском языке;

- предоставлять в соответствии с общероссийскими антидопинговыми правилами необходимую общероссийской антидопинговой организации информацию для формирования списка спортсменов в целях проведения тестирования как в соревновательный период, так и во вне соревновательный период;

- уведомлять спортсменов в соответствии с общероссийскими антидопинговыми правилами о включении их в список спортсменов, подлежащих тестированию как в соревновательный период, так и во внесоревновательный период;

- содействовать в проведении тестирования в соответствии с порядком проведения допинг-контроля;

- применять санкции (в том числе спортивную дисквалификацию спортсменов) на основании и во исполнение решения соответствующей антидопинговой организации о нарушении антидопинговых правил спортсменами, а также тренерами, иными специалистами в области физической культуры и спорта в отношении спортсменов, в отношении животных, участвующих в спортивном соревновании;

- информировать о примененных санкциях Минспорт России, органы исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, общероссийскую антидопинговую организацию, международную спортивную федерацию по соответствующему виду спорта;

- выполнять иные требования Федерального закона о спорте и антидопинговых правил.

Организаторы спортивных мероприятий в целях реализации мер по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним обязаны:

- обеспечивать условия для проведения допинг-контроля на спортивных мероприятиях, включенных в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятий в соответствии с общероссийскими антидопинговыми правилами, а также содействовать проведению тестирования на указанных спортивных мероприятиях в соответствии с порядком проведения допинг-контроля;

- выполнять иные требования Федерального закона о спорте и антидопинговых правил.

Приказом Минспорта России от 2 октября 2012 г. № 267 утверждены новые Общероссийские антидопинговые правила. Положения Правил соответствуют положениям Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте, Всемирного антидопингового кодекса и Международным стандартам ВАДА.

Данные Правила применяются в отношении:

- физкультурно-спортивных организаций;

- спортивных федераций;

- организаторов физкультурных и спортивных мероприятий, проводимых на территории Российской Федерации;

- общероссийской антидопинговой организации;

- лабораторий, аккредитованных или иным образом одобренных ВАДА, другой уполномоченной антидопинговой организацией;

- спортсменов:

а) являющихся членами физкультурно-спортивных организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации, независимо от места пребывания или жительства, либо состоящих в иных отношениях с указанными физкультурно-спортивными организациями;

б) участвующих в спортивных и физкультурных мероприятиях, проводимых физкультурно-спортивными организациями или организаторами спортивных мероприятий, зарегистрированных на территории Российской Федерации, если положение (регламент) о спортивном соревновании не относит данное спортивное соревнование к международным спортивным соревнованиям;

- тренеров;

иных специалистов в области физической культуры и спорта, а также специалистов в области физической культуры и спорта, входящих в состав спортивных сборных команд Российской Федерации;

- специалистов по спортивной медицине (врач, инструктор-методист, медсестра по массажу); родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего спортсмена.

Финансирование мер, направленных на противодействие применению допинговых средств и методов, осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых на физическую культуру и спорт, и других источников финансирования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приказом Минспорттуризма России от 27 мая 2010 г. № 525 утвержден Порядок антидопингового обеспечения спортивных сборных команд за счет средств федерального бюджета (далее также Порядок), направленный на противодействие нарушению антидопинговых правил.

Антидопинговое обеспечение спортивных сборных команд включает в себя основные антидопинговые мероприятия: допинг-контроль; образовательные мероприятия; научные исследования.

В целях осуществления мероприятий по антидопинговому обеспечению спортивных сборных команд Минспорт России:

- в соответствии с доведенными лимитами бюджетных обязательств на очередной финансовый год заключает государственный контракт на выполнение работ и оказание услуг по антидопинговому обеспечению спортивных сборных команд в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- осуществляет оплату выполненных работ и оказанных услуг на основании оформленных в установленном порядке документов, подтверждающих их выполнение;

- осуществляет контроль за эффективностью организации и проведения мероприятий по антидопинговому обеспечению спортивных сборных команд.

Усилия по борьбе с допингом в спорте осуществляются также на уровне субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 22 Закона г. Москвы от 15 июля 2009 г. № 27 «О физической культуре и спорте в г. Москве» в городе Москве осуществляется антидопинговая пропаганда, направленная на противодействие применению допинговых средств и (или) методов. Уполномоченный орган (Департамент физической культуры и спорта города Москвы) совместно с городскими спортивными федерациями обеспечивают противодействие применению допинговых средств и (или) методов спортсменами, являющимися работниками или учащимися организаций, входящих в городскую государственную систему физической культуры и спорта, членами спортивных сборных команд г. Москвы, а также применению указанных средств и (или) методов при проведении официальных городских спортивных мероприятий. Порядок проведения мероприятий по противодействию применению допинговых средств и (или) методов в указанных случаях утверждается уполномоченным органом.

*

 Официальный сайт Минспорта России раздел

«Антидопинг» https://minsport.gov.ru/sport/antidoping/

Официальный сайт РАА «РУСАДА» https://rusada.ru/documents/

Сервис по проверке препаратов http://list.rusada.ru/

Образовательный антидопинговый онлайн-курс https://rusada.triagonal.net/

Информация о дисквалификации (списки постоянно обновляются РАА «РУСАДА») https://rusada.ru/doping-control/disqualifications/

Виртуальная кнопка «Сообщи о допинге» https://www.rusada.ru/doping-control/investigations/report-about-doping/

Видео-урок «Система АДАМС: пошаговая видео-инструкция» https://rusada.ru/athletes/adams/

Система ADAMS https://adams.wada-ama.org/adams/login.do?nopopup=true

 

Права и обязанности:
Памятка по правам спортсменов
Акт об антидопинговых правах спортсменов
Амбассадоры РУСАДА:
Положение об амбассадорах РУСАД
Описание программы амбассадоры РУСАДА

*

Международные документы, регламентирующие антидопинговую деятельность*:

Международная Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с допингом в спорте (Париж, 19 октября 2005 г.)

Международная Конвенция Совета Европы против применения допинга (Страсбург, 16 ноября 1989 г.)

Всемирный антидопинговый кодекс 2021 года

Международный стандарт ВАДА «Запрещенный список 2022»

Международный стандарт ВАДА «Запрещенный список 2023»

Международный стандарт ВАДА по терапевтическому использованию (2021 г.)

Международный стандарт ВАДА по терапевтическому использованию (2023 г.)

Международный стандарт ВАДА по тестированию и расследованиям (2021 г.)

Международный стандарт ВАДА по тестированию и расследованиям (2023 г.)

Международный стандарт ВАДА по образованию (2021 г.)

Международный стандарт ВАДА по обработке результатов (2021 г.)

Международный стандарт ВАДА по обработке результатов (2023 г.)

Международный стандарт ВАДА по соответствию кодексу подписавшихся сторон (2021 г.)

Международный стандарт ВАДА по защите неприкосновенности частной жизни и личной информации (2021 г.)

*можно скачать на https://minsport.gov.ru/sport/antidoping/ и https://rusada.ru/education/materials/

*

Российское законодательство в области борьбы с допингом в спорте*

Федеральный закон от 27 декабря 2006 г. № 240-ФЗ «О ратификации Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте»

Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»

Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в части регулирования спорта высших достижений и профессионального спорта от 22 ноября 2016 № 296-ФЗ

Общероссийские антидопинговые правила, утвержденные приказом Минспорта России от 24 июня 2021 г. № 464

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (статьи 3.11, 6.18)

Трудовой кодекс Российской Федерации (глава 54.1)

Федеральный закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» от 29 декабря 2017 г. № 461-ФЗ

Профессиональный стандарт «Специалист по антидопинговому обеспечению», утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 февраля 2016 г. № 73н

Уголовный кодекс Российской Федерации (статьи 226.1, 230.1, 230.2, 234)

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 марта 2017 г. № 339 «Об утверждении перечня субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте, для целей статей 230.1 и 230.2 Уголовного кодекса Российской Федерации» (в редакции от 23 августа 2021 г.)

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 1 ноября 2010 г. № 884 «О порядке ввоза на территорию Российской Федерации, вывоза с территории Российской Федерации и перевозки по территории Российской Федерации проб и оборудования в рамках проведения допинг-контроля в целях предотвращения допинга и борьбы с ним в спорте»

Приказ Минспорта России «Об утверждении перечней субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте» от 15 ноября 2021 г. № 893

Приказ Минспорта России «Об утверждении перечней субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте» от 18 ноября 2022 г. № 1013

Приказ Минспорттуризма России от 13 мая 2009 г. № 293 «Об утверждении Порядка проведения допинг-контроля»

Методические рекомендации по совершенствованию механизмов ведения антидопинговой политики в субъектах Российской Федерации, общероссийских спортивных федерациях и региональных спортивных федерациях (приказ Минспорта России от 20 декабря 2021 г. № 998)

Методические рекомендации по порядку информирования субъектов физической культуры и спорта о реализуемой антидопинговой политике, в том числе о последствиях нарушения антидопинговых правил (приказ Минспорта России от 15 декабря 2021 г. № 977)

*можно скачать на https://minsport.gov.ru/sport/antidoping/

*

Информационно-справочные материалы (брошюры, плакаты) в области борьбы с допингом в спорте, разработанные общероссийской антидопинговой организацией

Антидопинг. Важные факты и основные моменты

Памятка по правам спортсменов

Плакат «Виды нарушений антидопинговых правил. Ответственность за нарушение»

Плакат «Важные вопросы о допинге»

Памятка «Дисквалифицированным спортсменам»

Памятка для тренера

Памятка для родителей

Плакат процедура допинг-контроля

Руководство РАА «РУСАДА» по терапевтическому использованию запрещенных в спорте субстанций и методов 2021 года

Кодекс 2021. Обзор основных изменений

*можно скачать на https://rusada.ru/education/materials/

*

 

Ответственные: заместитель директора школы по УВР Абрамова Ольга Васильевна и инструктор-методист Денисова Е.А.

телефон: 3-95-11

Электронная почта: borba_atlant@mail.ru

Решаем вместе
Есть вопросы по физической культуре и спорту?